Символы России — это не
только герб, флаг, гимн. Издавна славится
Русь тульскими самоварами, хохломской
росписью, вологодскими кружевами,
дымковской игрушкой. Всё это считается
национальным достоянием нашей страны.
В этом же ряду стоит и оренбургский
пуховый платок.
Пуховязальный промысел
зародился в Оренбургском крае примерно
250 лет назад, ещё в XVIII в.
Первым, кто обратил внимание на уникальное
качество пуха местной породы коз, был
П.И. Рычков (1712—1777 гг.) — известный
русский историк и экономист,
член-корреспондент Петербургской
академии наук. Именно он предложил
организовать пуховязальный промысел
в крае.
За рубежом оренбургские
пуховые платки были впервые представлены
на Парижской международной выставке
1857 г. Так платок вышел на международный
уровень, получил признание. В 1862 г. уже
на лондонской выставке оренбургская
казачка М.Н. Ускова получила медаль «За
шали из козьего пуха».
В чём же секрет этих удивительных
платков? Пух оренбургских коз — самый
тонкий в мире, поэтому изделия из него
нежные и мягкие.
Пика популярности
оренбургские паутинки достигли в конце
XIX — начале ХХ в.
В Оренбургской области
вяжут не только вручную, но и на машинах.
Конечно, эти изделия красивые и менее
дорогие, но не могут сравниться с
платками ручной работы. Каждый платок,
каждая паутинка, выходящие из рук наших
вязальщиц — подлинное произведение
искусства, уникальное и неповторимое.
В Новоорском районе живёт
немало мастериц-пуховязальщиц. Чаще
всего секреты хранятся в семьях не одно
поколение, передаются от матери к
дочери, от бабушки к внучке.
«От матери — дочери» — под
таким названием проводился первый
фестиваль пухового платка, посвящённый
75-летию Оренбургской области и 265-летию
Оренбургской губернии.
Библиотекари района приняли
активное участие в этом конкурсе: они
изучили историю пуховязального
производства, создали картотеку
мастериц, заполнили анкеты, собрали
папки-досье.
На суд жюри было представлено
около 200 работ. Новоорский район
представляли мастерицы Л. Гених, П.
Крыловой, И. Давыдовой, Р. Дульневой, С.
Кротовой. «Приз зрительских симпатий»
получила Р. Дульнева. Её изделия заняли
почётное место в Центральном выставочном
зале г. Оренбурга, а портрет Раисы
Александровны помещён в готовящуюся
книгу о народных промыслах нашего края.
Кстати, Раиса Александровна
свой первый платок связала в пятнадцать
лет. Узоры придумывает сама, «подглядывая»
их у природы — снежинки, ягодки, рыбки,
корольки, глухотинки, пшёнка и т. д. Есть
и ещё одна особенность: узоры каймы,
решётки, середины платка никогда не
повторяются.
Вот уже много лет она —
постоянный читатель районной библиотеки,
с большим удовольствием изучает
краеведческую литературу, интересуется
происходящими событиями. Более пяти
лет является членом клуба «Диалог»,
активно участвует в проводимых
мероприятиях. Неоднократно в библиотеках
района организовывались её персональные
выставки и творческие встречи с
молодёжью, членами клуба, читателями.
«Ажурное чудо…» Раисы Дульневой всегда
вызывает неподдельный интерес. Мастерица
уверена, что секреты пуховязания
передадутся и следующим поколениям.
Первый областной фестиваль
завершился, но он будет иметь дальнейшее
продолжение, так как по инициативе
заведующей научно-исследовательским
отделом Оренбургского музея
изобразительного искусства И.В. Бушихиной
было предложено ежегодно проводить
акцию «Покров день в оренбургском
платке».
Ирина КРИВОШЕЕВА, заведующая методическим
отделом Центральной районной библиотеки
межпоселенческой ЦБС