Первое, что поразило профессора
Колледжа информационных исследований
при Университете штата Мэриленд,
специалиста в области библиотечного
дела госпожу Энн Карлсон-Уикс, прибывшую
в Россию по приглашению Американского
посольства, так это наличие в нашей
стране библиотек для детей и юношества
—специализированных, располагающихся
в отдельных (!) зданиях. Неслыханная
роскошь для Соединённых Штатов Америки.
Встреча с г-жой Энн Карлсон-Уикс
проходила в Российской государственной
библиотеке для молодёжи. Была заявлена
и тема для обсуждения: создание
эффективных библиотечно-информационных
программ и услуг для молодёжи в больших городах.
До прихода в университет Энн
Уикс занимала пост директора библиотек
и информационных служб для средних
школ в Чикаго, поэтому и остановилась
подробно на ситуации в этом городе.
В Чикаго более 600 школ. В каждой
из них есть библиотека. Поскольку
финансирование осуществляется из двух
источников — федерального бюджета и
местного, библиотеки, естественно,
различаются уровнем своего достатка.
Но и тем, кто обеспечивается минимально,
и тем, кто побогаче, приходится иметь
дело со вполне определённым контингентом.
80 процентов чикагских детей
находятся за чертой бедности. В основном
это испанцы, мексиканцы, афроамериканцы…
Как правило, живут они либо в неполных
семьях, либо с приёмными родителями,
либо с бабушками-дедушками, которые
мало заботятся об их образовании. Как,
впрочем, и о питании, и о здоровье.
Понятно, что школа, библиотека
для таких детей — единственное место,
где они вообще могут научиться читать,
овладеть компьютером, расширить как-то
свой кругозор. Но у школьных, да и
публичных, библиотек города Чикаго,
как заметила г-жа Уикс, образовательная
функция отнюдь не единственная.
Еще в 1971 г. в США было опубликовано
исследование по предоставлению
городским подросткам качественных
библиотечных услуг. За прошедшие 40 лет
данная программа не только себя
оправдала, но и сегодня многие её
рекомендации не потеряли своей
актуальности. Первая и главная, от
которой, собственно, и зависит качество
предоставляемых услуг, — специальная
подготовка библиотекарей для работы
в подобных заведениях. Ведь большинство
из них живут в других местах и не
представляют себе проблем, с которыми
сталкиваются здешние подростки.
А проблемы таковы, что школы и
библиотеки вынуждены предоставлять
не только хлеб духовный, но и насущный,
обеспечивая детям трехразовое питание
(для многих это единственная возможность
поесть). Организация летних лагерей,
курсов для молодых матерей, которых
сначала самих учат читать, а затем —
читать вслух вместе с детьми, — тоже
прерогатива школьных библиотек.
Особое значение приобретают
многокультурные программы (то есть
такие, которые
выводят подростка за пределы
его культуры). Для 40 процентов учеников
английский язык — не родной. В школах
Чикаго дети говорят на 70 языках! Найти
в библиотеке книги на всех этих языках,
разумеется, невозможно. Но — традиционные
книги. А вот обеспечить чтение на родном
языке книги цифровой — задача вполне
реальная. Поэтому аудио- и видеоматериалы
рассматриваются прежде всего как
источник повышения грамотности. Этой
же цели служат и социальные сети.
Большое внимание уделяется
сотрудничеству школьных и публичных
библиотек. В идеале каждый школьник
должен получить читательский билет в
публичную библиотеку. Класс, где эту
процедуру проделают все до единого,
заслуживал награды.
Очень многое из того, что говорила
г-жа Уикс, знакомо и в родном отечестве.
Например, нехватка компьютеров,
недостаток средств на модернизацию.
Гул понимания пронёсся среди слушателей,
и когда иностранная гостья озвучила
сентенцию о том, каким бы замечательным
ни был библиотекарь, если его начинания
не находят поддержки администрации,
успеха не жди.
Вопрос, который озвучил один из
собравшихся, волновал всех. Из сказанного
получалось, что публичные и школьные
библиотеки Чикаго и других больших
городов ориентированы в первую очередь
на детей неблагополучных, чтобы их
как-то социально адаптировать. Значит,
чем успешнее контингент, тем меньше он
нуждается в библиотеке?
— Да, — ответила г-жа Уикс, —
такова сегодняшняя реальность. Нам
часто приходится объяснять, особенно
в элитных школах, что публичные библиотеки
— не только для бедных. Для всех, кто
хочет найти себя, добиться в жизни
успеха.
Обеспокоено ли американское
библиотечное сообщество возможным
исчезновением библиотек в связи с
развитием информационных технологий?
На этот вопрос ответ прозвучал более
оптимистично: «Библиотеки, как
информационные центры, будут существовать
и через двадцать лет, но функции их,
безусловно, изменятся. И к этому надо
быть готовым».
Надежда МАЙДАНСКАЯ, ответственный
редактор журнала «Мир библиографии»