(495) 231-56-07
   
Авторизация |  Об издательстве |  Полезные ссылки     
 
  • Книги-юбиляры
  • Учреждения культуры-юбиляры
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • Новости

    2011-03-03 - НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ БЕДНЫХ

    г. Москва

    Первое, что поразило профессора Колледжа информационных исследований при Университете штата Мэриленд, специалиста в области библиотечного дела госпожу Энн Карлсон-Уикс, прибывшую в Россию по приглашению Американского посольства, так это наличие в нашей стране библиотек для детей и юношества —специализированных, располагающихся в отдельных (!) зданиях. Неслыханная роскошь для Соединённых Штатов Америки.
    Встреча с г-жой Энн Карлсон-Уикс проходила в Российской государственной библиотеке для молодёжи. Была заявлена и тема для обсуждения: создание эффективных библиотечно-информационных программ и услуг для молодёжи в больших городах.
    До прихода в университет Энн Уикс занимала пост директора библиотек и информационных служб для средних школ в Чикаго, поэтому и остановилась подробно на ситуации в этом городе.
    В Чикаго более 600 школ. В каждой из них есть библиотека. Поскольку финансирование осуществляется из двух источников — федерального бюджета и местного, библиотеки, естественно, различаются уровнем своего достатка. Но и тем, кто обеспечивается минимально, и тем, кто побогаче, приходится иметь дело со вполне определённым контингентом.
    80 процентов чикагских детей находятся за чертой бедности. В основном это испанцы, мексиканцы, афроамериканцы… Как правило, живут они либо в неполных семьях, либо с приёмными родителями, либо с бабушками-дедушками, которые мало заботятся об их образовании. Как, впрочем, и о питании, и о здоровье.
    Понятно, что школа, библиотека для таких детей — единственное место, где они вообще могут научиться читать, овладеть компьютером, расширить как-то свой кругозор. Но у школьных, да и публичных, библиотек города Чикаго, как заметила г-жа Уикс, образовательная функция отнюдь не единственная.
    Еще в 1971 г. в США было опубликовано исследование по предоставлению городским подросткам качественных библиотечных услуг. За прошедшие 40 лет данная программа не только себя оправдала, но и сегодня многие её рекомендации не потеряли своей актуальности. Первая и главная, от которой, собственно, и зависит качество предоставляемых услуг, — специальная подготовка библиотекарей для работы в подобных заведениях. Ведь большинство из них живут в других местах и не представляют себе проблем, с которыми сталкиваются здешние подростки.
    А проблемы таковы, что школы и библиотеки вынуждены предоставлять не только хлеб духовный, но и насущный, обеспечивая детям трехразовое питание (для многих это единственная возможность поесть). Организация летних лагерей, курсов для молодых матерей, которых сначала самих учат читать, а затем — читать вслух вместе с детьми, — тоже прерогатива школьных библиотек.
    Особое значение приобретают многокультурные программы (то есть такие, которые
    выводят подростка за пределы его культуры). Для 40 процентов учеников английский язык — не родной. В школах Чикаго дети говорят на 70 языках! Найти в библиотеке книги на всех этих языках, разумеется, невозможно. Но — традиционные книги. А вот обеспечить чтение на родном языке книги цифровой — задача вполне реальная. Поэтому аудио- и видеоматериалы рассматриваются прежде всего как источник повышения грамотности. Этой же цели служат и социальные сети.
    Большое внимание уделяется сотрудничеству школьных и публичных библиотек. В идеале каждый школьник должен получить читательский билет в публичную библиотеку. Класс, где эту процедуру проделают все до единого, заслуживал награды.
    Очень многое из того, что говорила г-жа Уикс, знакомо и в родном отечестве. Например, нехватка компьютеров, недостаток средств на модернизацию. Гул понимания пронёсся среди слушателей, и когда иностранная гостья озвучила сентенцию о том, каким бы замечательным ни был библиотекарь, если его начинания не находят поддержки администрации, успеха не жди.
    Вопрос, который озвучил один из собравшихся, волновал всех. Из сказанного получалось, что публичные и школьные библиотеки Чикаго и других больших городов ориентированы в первую очередь на детей неблагополучных, чтобы их как-то социально адаптировать. Значит, чем успешнее контингент, тем меньше он нуждается в библиотеке?
    — Да, — ответила г-жа Уикс, — такова сегодняшняя реальность. Нам часто приходится объяснять, особенно в элитных школах, что публичные библиотеки — не только для бедных. Для всех, кто хочет найти себя, добиться в жизни успеха.
    Обеспокоено ли американское библиотечное сообщество возможным исчезновением библиотек в связи с развитием информационных технологий? На этот вопрос ответ прозвучал более оптимистично: «Библиотеки, как информационные центры, будут существовать и через двадцать лет, но функции их, безусловно, изменятся. И к этому надо быть готовым».

    Надежда МАЙДАНСКАЯ, ответственный редактор журнала «Мир библиографии»

     


    Назад
     
     
    Copyright © 2024 «Liber». All rights reserved
    Разработка и создание сайтов best-pc.ru