Центральная детская библиотека
города Кола Мурманской области провела
среди своих читателей анкетирование
«Нет, не ушла война в преданье…»
Последнее исследование кольских
школьников проводилось в 2004-м. Нынешнее
стало своего рода контрольным. Хотелось
узнать, произошли ли какие-то изменения
в умах и настроениях наших молодых
читателей. Всего в опросе приняли
участие 80 учащихся 5–7 классов от 11 до
13 лет (43 мальчика и 37 девочек).
Действительно, каковы же представления
современных школьников о Великой
Отечественной, их личное отношение, и,
наконец, что и как читают о ней наши
дети. Две трети опрошенных ответили,
что для них война — пример мужества и
героизма человека. Как к событию,
коснувшемуся их семьи, близких и как к
факту истории относятся к Великой
Отечественной одна треть опрошенных.
По-прежнему больше половины ребят
узнают о ней от родителей и старших
родственников. из кинофильмов, книг и
журналов. Только 15 процентов детей не
читали книг о войне. Остальные ответили,
что читают, но мало кому удалось вспомнить
названия произведений. В отличие от
2004-го, ни в одной из анкет не указаны
«Сын полка» В. Катаева, «Улица младшего
сына» Л. Кассиля, «Судьба человека» Б.
Полевого и другие произведения классиков
отечественной детской литературы.
Число авторов и названий произведений
значительно сократилось. Читают, в
основном, тематические сборники
рассказов, серии «Великие битвы Великой
Отечественной», «Школьная библиотека».
Пять процентов не смогли вспомнить
заголовки прочитанных книг, зато чётко
назвали кинофильмы о войне: «В августе
44-го», «В июне 41 года», «Красная звезда»,
«Господа офицеры», «Мы из будущего». В
2004-м таких респондентов не было.
Больше половины опрошенных захотели
получить дополнительные знания о
событиях Великой Отечественной войны,
например, об обороне Сталинграда и
Москвы, о блокаде Ленинграда, о
героях-земляках В. Андрусенко и В.
Миронове... А также о русских полководцах,
военной судьбе своих родственников,
конкретных воинских профессиях —
лётчика, разведчика, моряка...
По результатам анализа мы пришли к
выводу, что прослеживается определённая
закономерность: большинство детей
относятся к Великой войне как к
значительному событию в жизни страны
и их семей; получают информацию о ней
из различных источников (преимущественно
из семейного круга), но их знания остаются
крайне поверхностными, а желание узнать
больше о фактах так и остаётся просто
желанием, не подкреплённым реальным
активным поиском.
Значит, задача всех, от кого зависит
судьба будущих поколений, сделать всё,
чтобы сохранить память о той страшной
и великой войне юных в умах и душах.
Народ, знающий свою историю, не допустит,
чтобы подобный ужас на планете повторился.
Алексей КОСТЫГИН, психолог Межпоселенческой библиотеки